В Екатеринбурге открылась выставка картин сербского художника Милана Стефановича-Кичи

5f8884858e1b6.jpg

15 сентября 2020 года в Екатеринбургском музейном центре народной культуры «Гамаюн» открылась выставка картин сербского художника из города Крагуевца Милана Стефановича-Кичи. Его вклад в историю художественной культуры Сербии включает более 2500 картин.

Работы художника выставлялись во многих галереях мира, находятся в частных коллекциях в городах Европы – Париже, Лондоне, Мюнхене, Праге, Москве, а также в Австралии, Америке, Азии и Африке, рассказал сайт "Регионального центра патриотического воспитания".

В творческой биографии художника более 25 персональных выставок и участие в многочисленных коллективных проектах. В Екатеринбурге, впервые в России, в камерном формате представлены три пейзажа из частной коллекции.

Выставка проводится в рамках Международного культурно-просветительского проекта «Арт-Славия», при поддержке Культурного центра «Солдаты Отчизны».

- Это необычная для нас выставка, ведь чаще мы сотрудничаем с уральскими художниками, – отметила, открывая экспозицию, Мария Макова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музейного центра «Гамаюн». – Необычна и судьба автора этих работ. Это – человек-эпоха, человек-легенда.

О непростой судьбе Милана Стефановича рассказала Станислава Разумовская, руководитель Международного культурно-просветительского проекта «Арт-Славия»:

«Проект «Арт-Славия» направлен на сохранение и популяризацию традиционной культуры славянских народов и современного славянского искусства среди молодежи, за несколько лет мы провели немало выставок, концертов, мастер-классов и творческих резиденций в России и за рубежом. Но выставка картин Милана Стефановича-Кичи занимает особое место.

Кича был моим другом и наставником. К сожалению, с началом 21 века его творчество оказалось подзабыто в Сербии. И мы, все соорганизаторы этой выставки, очень надеемся, что она станет поводом и для сербского общества, для деятелей культуры города Крагуевца, активизировать работу по сохранению памяти и творческого наследия это удивительного художника и человека.

Его судьба и творчество полны неслучайных и глубоко символичных совпадений. Даже день открытия этой выставки – 15 сентября – является знаковой датой в его жизни. 15 сентября 1918 года его отец Аранджел участвовал в прорыве Салоникского фронта – одного из ключевых сражений Первой мировой войны и – остался жив. Вернувшись с войны, жил в Крагуевце, где в 1926 году и родился Милан. Мальчик унаследовал от героя-отца стойкость, храбрость и патриотизм, а от матери – народной мастерицы, вышивавшей живописные ковры, чувство цвета и гармонии.

В октябре 1941 года, когда немецкое командование приказало всем школьникам Крагуевца выйти на учебу, Кича сбежал в лес к партизанам. По пути, оглушив оглоблей немецкого часового у складов на окраине города, забрал у него пистолет «Вальтер». С этим оружием 15-летний Милан вступил в борьбу с фашистами. В партизанском отряде он получил своё прозвище – Кича, ставшее позднее его творческим псевдонимом. Решение «уйти в партизаны» спасло Милану жизнь.

21 октября 1941 года несколько тысяч мужчин, включая всех гимназистов, арестованных во время уроков, были расстреляны. После войны Кича зафиксировал в общенародной культурной памяти трагический момент истории Крагуевца в картине «Октябрьские жертвы», которая была написана им на основе фотографии, сделанной фашистскими палачами. На выставке-конкурсе Галереи Дома Югославской народной армии в Белграде в 1956 году эта картина была удостоена высшей награды жюри.

По доносу юный партизан Кича оказался в немецком плену, в лагере смерти, вынес жестокие пытки, был приговорен к казни, но благодаря самопожертвованию сербского подпольщика Янко Янковича, совершил побег.

Вместе с частями Красной Армии отряд Кичи освобождал в 1944 году Белград. После одного из боев, очнувшись от контузии и увидев, что окрестности стали черными от гари и копоти, Кича дал себе слово: если выживет и станет художником, никогда не будет пользоваться черной краской.

Слово своё он сдержал. Большинство его картин – это светлые образы родной земли, где краски переливаются в солнечной озаренности и в голубизне неба, а цвета темнеют только там, куда не доходят солнечные лучи. Каждая деталь его пейзажей пронизана поэзией, а его мастерство позволило современникам назвать художника «повелителем небесного света», «сербским Шишкиным».

После войны Милан Стефанович-Кича продолжил службу в Югославской народной армии в качестве офицера. Всецело посвятив себя живописи, он ушел в отставку в чине полковника. Однако современники вскоре присвоили ему титул ― «Генерал художественной палитры». В 1999 году, во время авианалетов НАТО на Югославию, Крагуевац бомбили 79 дней подряд. И каждый вечер старый партизан ложился спать на диване напротив входной двери, держа под подушкой свой «Вальтер» времен Второй мировой войны, чтобы в случае начала сухопутной операции НАТО не сдаваться и дать последний бой.

Во время военного конфликта в Югославии ученики Славянской школы г. Екатеринбурга отправляли гуманитарную помощь и письма поддержки её жителям. В это тревожное время я, будучи преподавателем Славянской школы, и мои ученики познакомились с художником. Впоследствии мы попросили у Кичи разрешения, чтобы один из классов носил его имя.

Художник называл ребят – «Русские внуки деда Кичи» и очень гордился этим. Он искренне любил Россию. В августе 1999 года три своих пейзажа Кича передал в дар семье директора Славянской школы Лианне Петровне Никитиной в знак благодарности за гуманитарную и информационную поддержку сербского народа во время бомбардировок НАТО.

По завету художника, эти картины никогда не должны покидать Россию. Именно эти работы представлены на выставке в центре народной культуры «ГАМАЮН». Милан Стефанович-Кича скончался в июле 2007 года. Он сыграл важную роль в моей судьбе.

Всем посетителям этой выставки трех картин Милана Стефановича-Кичи я хочу передать его слова, которые он повторял при каждом расставании: «Мы все пережили и тогда, и сейчас, потому что верили в Россию. С этой верой и побеждали. Верьте в Россию, я прошу Вас».

В память о Милане Стефановиче-Киче, о его отце и боевых товарищах прозвучала сербская песня времен Первой мировой войны «Тамо далеко» в исполнении Евгения Бунтова и Данилы Клюкина, музыканта, переводчика сербского языка, воспитанника Славянской школы, одного из «русских внуков деда Кичи», который был лично знаком с художником.

Евгений Бунтов, директор Культурного центра «Солдаты Отчизны», ветеран боевых действий в Афганистане, поэт и музыкант, член Союза писателей России, хорошо известен на родине художника. В Сербии он не раз выступал с концертами народной музыки, в том числе и в Крагуевце.

Обращаясь к участникам мероприятия, он сказал: «Картины Милана Стефановича-Кичи наполнены светом, каждая деталь его пейзажей, каждое деревце, имеет для нас особую ценность, ведь это взгляд человека, прошедшего войну, пытки палачей, но сохранившего любовь к жизни, радость и чистоту души. Это творчество художника-ветерана, близкое по духу нам, ветеранам афганской войны. Творчество на войне – это возможность уберечь свою душу, спасти человеческое в себе, поэтому кто-то начинает рисовать, а кто-то писать стихи… Есть памятники солдатскому подвигу, а лучезарные картины Милана Стефановича-Кичи - это памятник солдатской душе.»

Павел Кулев, руководитель Ассоциации уральских художников-ветеранов при КЦ «Солдаты Отчизны», ветеран боевых действий в Афганистане, в 2012 году побывал в Сербии. Выставка его картин «О войне, о Родине, о жизни» была представлена в Белграде и других городах. Вспоминая Сербию, он поделился своим впечатлением от картин Милана Стефановича-Кичи:

«Солнечный свет льется с этих картин, такой ясный, что слепит глаза, озаряет пространство зала. Сербский народ очень тепло, искренне, принимал мои работы, с большой любовью говорили о России все, с кем я встречался в Сербии. Я уверен, что такой же теплый душевный отклик вызовут пейзажи Милана Стефановича-Кичи у наших уральских зрителей».

В церемонии открытия экспозиции приняли участие студенты Екатеринбургского монтажного колледжа. Своими впечатлениями ребята поделились в книге отзывов музейного центра «Гамаюн». «Когда я услышала сербские песни, увидела эти картины, хотелось петь и плакать…», – написала одна их студенток. Хочется верить, что в памяти и сердцах молодых людей останутся и солнечные пейзажи Милана Стефановича, и задушевные сербские песни, и проникновенный рассказ о судьбе настоящего человека и патриота.

В завершение вечера Евгений Бунтов прочел свое стихотворение «Напутствие», как нельзя лучше передавшее нравственную атмосферу работ сербского художника и чувства посетителей выставки: "Может, здесь ты найдёшь ответ, как бесследно не кануть в Лету. Человек человеку свет - если сердце открыто свету".