Взаимодействие НСБ с органами власти в обеспечении общественной безопасности на Московском метрополитене

Взаимодействие НСБ с органами власти в обеспечении общественной безопасности на Московском метрополитене

В Общественной палате Российской Федерации 16 декабря 2014 года прошел круглый стол на тему "Обеспечение общественной безопасности на Московском метрополитене". В мероприятии приняли участие ветераны Ассоциации ветеранов боевых действий ОВД и ВВ России.

Организаторами мероприятия выступили Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, Комиссия Общественной палаты г. Москвы по безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами, защите прав граждан, Комитет Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности совместно с Координационным советом Негосударственной сферы безопасности, общероссийским профсоюзом НСБ, ОООР «Федеральная палата пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности».

В обсуждении этой темы приняли участие члены Общественной палаты РФ, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, члены Совета Федерации Российской Федерации, депутаты Московской городской Думы, Правительства Москвы, ФСБ России, МВД России, ГУП «Московский метрополитен», МЧС России, Министерство транспорта Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, представители общественных организаций и эксперты.

Как отметил Депутат Госдумы Анатолий Выборный, "совершенно правильно и обоснованно, что с учётом всё возрастающей нагрузки на столичный метрополитен, появился и законопроект Минтранса, который ставит вопросы по техническому переоснащению, вопросы, связанные с потребностью настоящего времени, учитывает случаи тех или иных технических проблем, которые могут возникнуть, с учётом количества поездов и их скорости. Данный закон ориентирован на то, чтобы запрос на использование метрополитена отвечал его техническим характеристикам. Фактически, мы говорим о том, чтобы закон поставил метрополитен в ряд стратегически важных объектов для государства, который может функционировать в любых условиях, в том числе с учётом гражданской обороны".

Модератором выступил заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, председатель Профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин, который напомнил, что:

- Московская подземка ежедневно перевозит около 10 миллионов человек и является ядром всей транспортной системы региона. При таком пассажиропотоке обеспечение общественной безопасности – одна из сложнейших задач, как для федеральных надзорных инстанций, так и для органов государственной власти. Поэтому Экспертное сообщество негосударственной сферы безопасности совместно с руководством Московского метрополитена заинтересовано в системе общественного контроля. Нас волнует справедливость проведения госзакупок для метрополитена, проведение конкурсов и тендеров, исполнение технических договоров. Уверен, что в рамках реализации Федерального Закона о транспортной безопасности, руководитель Московского Метрополитена должен нести не только административную, но и уголовную ответственность за не обеспечение общественной безопасности. Основными критериями нашей совместной работы должны быть – качество и институт деловой репутации.

В рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, остро стоит вопрос о необходимости оценки уязвимости объектов транспортной структуры метро, чтобы в соответствии с ней составить план предотвращения угроз и дорожную карту.

В своем выступлении руководитель группы экспертов «Доступная среда» Ванышин С.Н. отметил, что требовать мгновенного решения проблем не реально. Радует, что руководство метрополитена предпринимает не мало усилий для приспособления своей среды для маломобильных граждан. А оказания мобильной помощи пассажирам в метро, очень существенна и жизненно необходима в чрезвычайных ситуациях.

Обеспечению безопасности в Московском метрополитене уделяется особое внимание. Для этого организуются специальные мероприятия – регулярные осмотры станций, подвижного состава и сооружений метрополитена. Повышению безопасности способствует техническое обучение сотрудников, в ходе которых рассматриваются вопросы профилактики и предотвращения террористических и криминальных инцидентов. В реальных условиях проводится взаимодействие служб метрополитена с экстренными службами города.

- Хочу отметить, что площадка Общественной палаты всегда максимальна открыта для тесного взаимодействия экспертного сообщества НСБ с департаментом транспорта города Москвы. Вызовов и угроз у Метрополитена много, наша задача - помогать государственным органам эффективно обеспечивать общественный порядок, - заявил Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК, председатель Президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков.

Для повышения уровня безопасности применяется современная техника: централизованная система видеонаблюдения на всех станциях, переходах, вестибюлях и в вагонах электропоездов, рамки металлодетекторов на входах, переносные комплексы обнаружения паров взрывчатых веществ. В специально созданный Ситуационный центр стекается вся информация о чрезвычайных происшествиях, где оперативно принимаются меры по их ликвидации.

Несмотря на то, что статистика сбоев в подземке имеет положительную динамику, нельзя забывать и о причине их возникновения. Устаревшее оборудование, ненадлежащее качество элементов подвижного состава, несанкционированное проникновение посторонних в подземку – далеко не весь печальный список несоблюдения правил безопасности и организации работ в метро.

Надо уделять особое внимание по защите от террористических угроз на станциях с наибольшим пассажиропотоком, расположенным вблизи крупных транспортных узлов. Повысить контрольно-пропускной режим на объектах метрополитена, таких как депо и мастерские. Обеспечить защиту инженерно-технических систем транспортной безопасности элементов управления, обработки и хранения данных. С увеличением интенсивности движения поездов требуется изыскать наиболее эффективные решения для внедрения интеллектуальных систем, позволяющих обеспечить требуемый уровень безопасности и пропускной способности.

Как известно, целями обеспечения транспортной безопасности, согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» (№ 16-ФЗ от 09.02.2007), являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. В связи с этим структуры негосударственных сфер безопасности во взаимодействии с субъектами транспортной инфраструктуры, органами государственной власти и органами местного самоуправления. готовы эффективно выполнять целый ряд основных задач, стоящих перед обществом в этой области, таких, например, как подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, реализация мер по ее обеспечению или участие в антитеррористических мероприятиях.

- Необходимо соблюсти баланс интересов и государства и бизнеса. Активное участие в разработке нормативно-правовой базы, которая будет издаваться в развитии Федерального Закона, один из основных пунктов транспортной стратегии Московского Метрополитена – добавил заместитель начальника Главного Управления на транспорте МВД России.

Вместе с тем нельзя не сказать несколько слов и о тех трудностях, с которыми сталкивается метрополитен, и которые остаются на повестке дня уже не один год, несмотря на значительные суммы, выделяемые из госбюджета. Прежде всего, речь идет о том, что необходима серьезная доработка в плане оборудования станций подземок инженерно-техническими средствами безопасности, системами интеллектуального видеонаблюдения. Не секрет, что уровень смертности и травматизма пассажиров, пользующихся подземным транспортом, по-прежнему достаточно высок.