Власть глубокого научного познания…

44444444444444444444444444444444.png

Рецензия на пятое издание второго тома учебника И.В.Понкина и А.И.Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики» (2025 год, 752 с.)
Петросян Том Эдуардович, кандидат юридических наук

Отсутствие в стране надлежащих систем научения научной исследовательской (изыскательской) методологии и методологии опытно-конструкторских и изобретательских работ в условиях всё большего превращения окружающего мира в мир «постправды», когда всё заполонили фальшивые новости, фальшивые политические заявления, фальшивые обещания, фальшивые образы, – это серьёзная проблема для науки, профессиональной жизни, политики, журналистики, обыденной жизни. Научное мировоззрение и научное мышление не только становятся архаичными терминами, но и всё более размываются. Российскую науку надо поднимать из руин, и здесь чрезвычайно важны хорошие учебники для подготовки в науке.

Увидел свет как раз такой учебник – издан в пятом уже издании второй том [1] четырёхтомника «Методология научных исследований и прикладной аналитики» – детище д.ю.н., проф. И.В.Понкина (Президентская академия) и к.ю.н. А.И.Лаптевой (МГЮА) (в четырёхтомнике два основных тома и два иллюстрированных приложения).

Текст указанного тома учебника в полном объёме доступен по адресу:

https://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2025/02/Methodology_5_2_-Scie...

Это издание – весьма большое по объёму (самое большое из всех томов этого четырёхтомника), включает в себя: сложно структурированное инструментальное введение, девять больших глав и Заключение.

Основной концепт изложения: мелкораздроблённость на великое множество тематических векторов, искусно и в сложной эффективной топологии соединяемых в общую авторскую научно-инструктивную и объяснительную метакартину.

Первая глава «Понятие и онтология научных исследований» включает 10 параграфов (суммарно разбиты на 40 подпараграфов, представлено 5 иллюстраций): § 1.1 «К вопросу о понятии “наука”»; § 1.2 «Понятия экспертизы и эксперта»; § 1.3 «Значение учеников для состоявшегося в науке учёного и его мотивация заниматься ими»; § 1.4 Понятие и значение объяснения»; § 1.5 «Понятия “научный концепт”, “научная концепция”, “научный конструкт”»; § 1.6 «Понятие и значение научного обсуждения»; § 1.7 «Понятие и значение научной аргументации»; § 1.8 «Общее понятие теории»; § 1.9 «Понятие диссертации»; § 1.10 «О пятилетнем сроке якобы критического устаревания квалификации учёного и превращения её в «несвежую».

Вторая глава «Цитирование, ссылка, упоминание» включает 15 параграфов (суммарно разбиты на 21 подпараграф, иллюстраций нет): § 2.1 «Абрис вопроса»; § 2.2 «Понятия “цитата” и “цитирование”; § 2.3 «Общее значение цитирования, отсылок и упоминаний»; § 2.4 «Референтные юридические аспекты. Понятие, содержание, природа и гарантии права на цитирование»; § 2.5 «Функционально-целевая нагрузка цитирования, отсылок и упоминаний»; § 2.6 «Добросовестное цитирование (Fair Citation)»; § 2.7 «Метод массированного цитатного наполнения концептуальной матрицы»; § 2.8 «Дефекты цитирования и их негативные последствия»; § 2.9 «К вопросу о целях создания научного произведения: только ли ради последующего его цитирования?»; § 2.10 «Повторное (неоднократное) частичное использование автором своих авторских научных текстов и отсылки к своим научным трудам»; § 2.11 «Републикация автором своего ранее опубликованного целостного научного произведения»; § 2.12 «Ретрагирование научной публикации (статьи)»; § 2.13 «Значение и особенности цитирования в правовой науке»; § 2.14 «Дефектность программной модели «Антиплагиат» в части процентного оценивания якобы оригинальности научного текста»; § 2.15 «О лженаучном термине «самоцитирование» и связанных с ним лженаучных требованиях».

Третья глава «Дизайн, трассировка и конфигурация исследовательских работ» включает 12 параграфов (суммарно разбиты на 27 подпараграфов, представлена 31 иллюстрация): § 3.1 «Дизайн исследовательского произведения (продукта)»; § 3.2 «Отправные точки и несущие конструкции исследования»; § 3.3 «О реальной или мнимой исчерпаемости научных тем и направлений без шансов для начинающих исследователей»; § 3.4 «Первый шаг в создании исследовательского продукта»; § 3.5 «Строительный материал» (источниковая основа) в построении научного исследования»; § 3.6 «Работа со «строительным материалом» (источниковой основой) в научном исследовании»; § 3.7 «Объект и предмет научного или прикладного аналитического исследования»; § 3.8 «План и замысел в проектируемом дизайне исследовательского произведения»; § 3.9 «Значение и содержание разделов «Введение» и «Заключение» в исследовании»; § 3.10 «Прерогативы автора»; § 3.11 «Ориентиры в научном исследовании»; § 3.12 «Конвертация научной или прикладной проблемы в исследовательскую задачу».

Четвёртая глава «Язык науки и прикладной аналитики» включает 4 параграфа (суммарно разбиты на 11 подпараграфов, представлено 11 иллюстраций): § 4.1 «Понятия научного письма и научного стиля»; § 4.2 «Индивидуальный стиль научного письма»; § 4.3 «Сложность в науке. Сложные научные лексика, логика и построения в исследовании»; § 4.4 «Инженерный стиль научного письма: короткие формулировки в научном и прикладном аналитическом исследовании».

Пятая глава «Параметры проектирования и оценивания исследования и исследовательского продукта» включает 14 параграфов (суммарно разбиты на 59 подпараграфов, представлено 8 иллюстраций): § 5.1 «Значение и линейки параметров исследования и исследовательского произведения (продукта)»; § 5.2 «Параметры содержательной глубины исследования»; § 5.3 «Параметры полезности полученных в исследовании результатов и в целом исследовательского продукта»; § 5.4 «Параметры ясности научного письма и исследовательского продукта»; § 5.5 «Параметры полноты охвата и полноты учёта определяющих факторов в исследовании»; § 5.6 «Параметры научной ценности и значимости научного исследования»; § 5.7 «Параметры сложности исследования»; § 5.8 «Параметры целостности и внутреннего единства исследовательского произведения (продукта)»; § 5.9 «Параметры завершённости исследования и исследовательского продукта»; § 5.10 «Параметр элегантности научного или прикладного аналитического текста»; § 5.11 «Параметры оптимальной краткости исследовательского продукта»; § 5.12 «Параметр строгости в исследовании»; § 5.13 «Оценка научного вклада»; § 5.14 «Параметр оригинальности мышления, исследования и исследовательских результатов».

Шестая глава «Элементы и форматы» включает 4 параграфа (суммарно разбиты на 20 подпараграфов, представлено 4 иллюстрации): § 6.1 «Черновик в научных исследованиях»; § 6.2 «Конспект в научных исследованиях»; § 6.3 «Рецензия на книгу: понятие, значение, формат, виды»; § 6.4 «Аннотация и аннотирование исследовательского материала».

Седьмая глава «Общенаучные исследовательские методы» включает 26 параграфов (суммарно разбиты на 117 подпараграфов, представлено 13 иллюстраций): § 7.1 «Метод анализа»; § 7.2 «Метод синтеза»; § 7.3 «Метод абстрагирования»; § 7.4 «Дедуктивный метод»; § 7.5 «Индуктивный метод»; § 7.6 «Метод классификации»; § 7.7 «Метод моделирования»; § 7.8 «Аксиоматический метод»; § 7.9 «Понятие гипотезы и методы оперирования гипотезами»; § 7.10 «Метод абдукции»; § 7.11 «Метод наблюдения»; § 7.12 «Метод проб и ошибок»; § 7.13 «Метод аппроксимации»; § 7.14 «Метод формализации»; § 7.15 «Метод сравнения»; § 7.16 «Метод аналогии»; § 7.17 «Метод идеализации»; § 7.18 «Метод конкретизации»; § 7.19 «Метод обобщения»; § 7.20 «Метод эксперимента»; § 7.21 «Метод экспертных оценок»; § 7.22 «Метод экстраполяции»; § 7.23 «Метод описания»; § 7.24 «Диалектический метод»; § 7.25 «Метод идентификации»; § 7.26 «Метод измерения».

Восьмая глава «Частнонаучные правоведческие методы» включает 15 параграфов (разбивки на подпараграфы не даётся, представлено 3 иллюстрации): § 8.1 «Формально-юридический метод»; § 8.2 «Юридико-телеологический (целевой) метод»; § 8.3 «Сравнительно-правовой (юридико-компаративистский) метод»; § 8.4 «Конкретно-исторический правоведческий метод»; § 8.5 «Юридико-аксиоматический метод»; § 8.6 «Правоведческий структурно-функциональный метод»; § 8.7 «Юридико-аксиологический (ценностный) подход»; § 8.8 «Системно-правовой исследовательский метод»; § 8.9 «Метод правовой аналогии (метод правовой аналогизации)»; § 8.10 «Метод правового (юридического) наблюдения»; § 8.11 «Метод правового (юридического) прогнозирования»; § 8.12 «Метод правового (юридического) эксперимента»; § 8.13 «Метод правового (юридического) моделирования»; § 8.14 «Юридико-корреляционный метод»; § 8.15 «Критико-правовой метод».

Девятая глава «“Цифра” в научно-исследовательской, прикладной аналитической и экспертной работе» включает 2 параграфа (суммарно разбиты на 10 подпараграфов, представлено 2 иллюстрации): § 9.1 «Использование машинных переводчиков на естественных языках на основе искусственного интеллекта в исследовательской работе»; § 9.2 «Применение генеративного искусственного интеллекта в исследовательской работе».

Названия глав и параграфов (как и подпараграфов внутри них) говорят сами за себя, отражая даваемое в них содержание.

Итого, структура основного тема учебника: 9 глав ёмкого информативно- и концептуально-насыщенного текста → суммарно 102 параграфа → суммарно 320 подпараграфов → суммарно много свыше тысячи субпозиций дальнейшей логической разбивки. + 80 уникальных и очень толковых иллюстраций.

752 страницы. Тысячи и тысячи единиц наименований библиографических и документарных источников, 1938 сносок. В сравнении с 4-м его изданием нынешний второй том не только ощутимо увеличился в объёме числа страниц, но и характеризуется (видимо, вынужденным) поджатием межстрочного интервала текста, а также уменьшенным размером шрифта сносок. То есть дельта прироста числа страниц далеко не визуально просматриваемые 112 (752 страниц нынешнего издания против 640 страниц прошлого издания), а много-много более.

Сказать, что это реально впечатляет, – всё равно что ничего не сказать.

Том второй в пятом издании сильно отличается несопоставимым объёмом в 80 иллюстраций против десятка таковых в предыдущем издании. Активно задействуется программное обеспечение на основе искусственного интеллекта, что авторами описывается таким вот образом: «Иллюстрации в большинстве случаев выполнены И.В. Понкиным (с учётом ссылок, где они поставлены; за исключением представленных указаний на иное), в т.ч. с использованием ИИ-ресурса https://stablediffusionweb.com (платный авторизованный аккаунт с  закреплением авторских и исключительных прав за указанным автором) с   применением исключительно авторских сложных итеративных последовательностей promt-запросов, а также авторских линеек исходных прообразов и элементов изображений. Необходимо высокая компетентность названного автора в праве интеллектуальной собственности (почти 7 лет работы членом диссертационного совета при Российской государственной академии интеллектуальной собственности) позволила обеспечить должные юридические чистоту и защищённость этих иллюстраций». Визуальные ряды в учебнике, действительно, поражают своей необычностью, но при этом не только вполне адекватны, но и характеризуются удивительно точной передачей их посредством тех коммуникативных посланий, что закладывают авторы.

Учебник ценен тем, что его авторы кардинально переработали азы научения науке и прикладной аналитике и подачи инструктивного знания в этой области, придав всему этому совершенно новый размах и мощь, конвертировав в весьма удобный (эргономичный) и оптимизированный для использования учёными самой разной квалификации и разного уровня профессионализма формат, уже зарекомендовавший свою эффективность.

К недостатку рецензируемого учебника мы бы отнесли избегание его авторами давать читателям пищу для ума в виде заданий и задачек на закрепление пройденного по разделам материала.

Этот учебник – замечательный ресурс для будущих поколений учёных и для нынешних поколений научных руководителей.

Литература

1. Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Уч. 5-е изд., дополн. и перераб. В 2 т. Т. 2: Научные исследования: Мастерство и искусство научного мышления и научной работы. – М.: Буки Веди, 2025. – 752 с. https://moscou-ecole.ru/wp-content/uploads/2025/02/Methodology_5_2_-Scientific_research_2025.pdf

Иллюстрации - авторства И.В. Понкина ©